УТВЕРЖДЕН
Общественным советом
инспекции гостехнадзора
Курской области
(протокол № 1 от 18.02.2020)
Доклад
об антимонопольном комплаенсе инспекции гостехнадзора
Курской области за 2019 год
1. Общие положения
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р (Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства), распоряжением Губернатора Курской области от 27.02.2019 № 54-рг «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в органах исполнительной власти Курской области», приказом инспекции гостехнадзора Курской области (далее - инспекция) от 25.02.2019 № 13 «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в инспекции гостехнадзора Курской области» в инспекции создана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Функции Уполномоченного по организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Инспекции возложены на заместителя начальника инспекции В.А. Суслов (далее - уполномоченное лицо).
Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности антимонопольного комплаенса, является Общественный совет инспекции гостехнадзора Курской области.
Уполномоченным лицом осуществлен комплекс мероприятий, направленных на выявление комплаенс-рисков, а именно:
проведен анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Инспекции за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел):
осуществлен сбор сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
проведен анализ нормативных правовых актов Инспекции;
проведен мониторинг и анализ практики применения Инспекцией антимонопольного законодательства:
осуществлен сбор сведений о правоприменительной практике в Инспекции.
2. Информация о результатах проведенной оценки комнлаенс - рисков
В целях оценки рисков нарушения Инспекцией антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) уполномоченным лицом инспекции был проведен анализ факторов, событий и обстоятельств, которые влияют на совершение таких нарушений.
Под комплаенс-рисками понимались потенциально возможные события, обстоятельства и факторы, поддающиеся определению и оценке, которые влияют на наступление такого неблагоприятного события как нарушение инспекциейантимонопольного законодательства.
Нарушений антимонопольного законодательства в инспекции не установлено.
Признаков нарушений антимонопольного законодательства в правовых актах инспекции, а также в правовых актах Администрации Курской области и Губернатора Курской области, разработчиком которых являлась инспекция, не выявлено.
На основе анализа правоприменительной практики и разъяснений ФАС России, а также информации Курского УФАС были выявлены комплаенс-риски.
Заместителем начальника, как уполномоченным лицом инспекции осуществлен анализ рисков по вероятности наступления, по вероятности обнаружения, по тяжести последствий.
На основании указанного анализа составлена карта рисков по уровням рисков: низкий, незначительный, существенный, высокий, с описанием рисков и возможных причин (условий) их возникновения.
Данная карта утверждена начальником инспекции.
Условиями возникновения рисков являются:
недостаточно четкая регламентация порядка и сроков принятия решений/осуществления действий;
единоличность принимаемых должностным лицом органа власти решений, закрытость принятия властных и управленческих решений;
закрытость процедур (не размещение в открытом доступе информации о принятых решениях, актах);
низкая профессиональная подготовка сотрудников;
неопределенность норм действующего законодательства, либо их отсутствие;
отсутствие/недостаточность разъяснений контролирующих органов, судебной практики;
низкая эффективность внутреннего и внешнего контроля за деятельностью органов власти, их должностных лиц;
личная заинтересованность / конфликт интересов, в том числе боязнь вызвать недовольство со стороны руководства.
В целях профилактики и снижения рисков в инспекции составлен и утвержден План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков на 2020 год, в котором предусмотрены мероприятия со сроками исполнения в 2020 году.
3. Информация об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков
В связи с тем, что План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков на 2019 год не утверждался, информация об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков в Докладе не приводится.
4. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса
В соответствии с п. 2 распоряжения Губернатора Курской области от 27.02.2019 № 54-рг «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в органах исполнительной власти Курской области» органам исполнительной власти Курской области предписано разработать и внедрить систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства с учетом Методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р.
В соответствии с п. 29 указанных методических рекомендаций приказом ФАС России от 05.02.2019 № 133/19 утверждена Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.
Приказом инспекции от 17.02.2020 № 27 установлены ключевые показатели эффективности функционирования в Инспекции антимонопольного комплаенса.
Оценка эффективности функционирования в инспекции антимонопольного комплаенса проведена на основании вышеуказанной Методики с учетом установленных показателей:
а) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны инспекции (по сравнению с 2017 годом) - показатель № 1 - составил 1;
б) доля проектов нормативных правовых актов инспекции, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства - показатель № 2 - составил 1;
в) доля нормативных правовых актов инспекции, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства - показатель № 3 - составил 1;
г) доля сотрудников инспекции, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу - показатель № 4 - составил 0,052.
Все показатели достигнуты.
Таким образом, в инспекции в 2019 году осуществлено внедрение антимонопольного комплаенса, антимонопольный комплаенс функционирует эффективно.
5. Выводы по результатам проведения анализа
В целях обеспечения соответствия деятельности инспекции требованиям антимонопольного законодательства продолжать на постоянной основе работу по выявлению комплаенс-рисков, их анализу, разработке и выполнению мероприятий по их предупреждению и минимизации.
Провести мероприятия по обучению сотрудников инспекции, осуществляющих закупки для нужд Курской области и контрольные мероприятия, основам антимонопольного комплаенса, ознакомить их с нормами законодательства о защите конкуренции.